Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Программа развития

По отдельному плану

 

Цель
Программы
Создание дополнительных качественных условий для образования, воспитания и социально-педагогической поддержки развития граждан г. о. Балашиха, как образованных, нравственных, ответственных, инициативных творческих граждан России.
Подцели Программы
  • Создание модели учреждения дополнительною образования.
    реализующего учебные программы в системно – деятельностной парадигме с компетентностным ее разрешением для обеспечения адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности экономики, общества, личности;
  • Развитие инновационной образовательной среды.

Задачи Программы

1. Обеспечение качественного дополнительного образования и воспитания детей и юношества на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей детей, формирования творческих компетенций всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности, создание внутреннего стандарта качества образовательного процесса.
2. Привлечение педагогов к созданию дополнительных образовательных программ продвинутого уровня.
3. Создание условий для обеспечения роста социальной зрелости обучающихся, их готовности к жизненному самоопределению, организация психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся.
4. Снижение уровня асоциальных проявлений среди обучающихся.
5. Развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.
6. Развитие системы работы по выявлению способных и талантливых детей и их поддержка.
7. Создание и реализация модели управленческой деятельности по дальнейшему формированию среды профессионального развития педагогов в учреждении.
8. Поддержка инновационной деятельности педагогов по дополнительному образованию подрастающего поколения. Формирование единого информационного пространства для обеспечения процесса образования, усиление на этой основе взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог – обучающийся – родитель).
9. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания.
10. Совершенствование работы по созданию позитивного образа учреждения дополнительного образования, педагога и процесса обучения.
11. Содействие воспитательной деятельности семьи, повышение

Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа реализуется в три этапа:
I этап - подготовительный (2017-2018 годы)
1. Создание управленческих механизмов внедрения и реализации Программы.
2. Осуществление мер по созданию новой модели образовательного пространства в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Концепцией развития дополнительного образования до 2020 года.
II этап - основной (2018-2019 годы)
1. Внедрение в практику работы образовательного учреждения новой модели и механизмов управления ею.
2. Реализация мероприятий по направлениям, достижение целевых ориентиров развития в соответствии с системой показателей.
III этап – завершающий (2019-2020 годы)
1. Завершение Программы и анализ ее итогов.

Перечень направлений работы по Программе

Программа реализуется через 7 направлений:
1. формирование среды профессионального развития педагогов и реализация модели управленческой деятельности по её развитию;
2. совершенствование программно-методического обеспечения ведения образовательного процесса в учреждении;
3. формирование у обучающихся активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни;
4. создание единой общности обучающихся МБУ ДО «ДТДиМ»;
5. совершенствование материально-технической базы учреждения;
6. консолидация ресурсов педагогического воздействия педагогов, родителей, заинтересованных учреждений и личностей;
7. создание единой информационной среды по системе дополнительного образования в учреждении.
Направления работы Программы сформулированы исходя из идей системно - деятельностного подхода с компетентностным его разрешением, определяя субъектов (обучающийся, педагог, семья) как самостоятельную ценность и подчеркивая их образовательный потенциал.

Исполнители программы

Администрация МБУ ДО «ДТДиМ»;
Научно-методический совет;
Педагоги - организаторы;
Педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ДТДиМ»;
Социально - педагогические партнеры МБУ ДО «ДТДиМ»

Ожидаемые конечные результаты

Расширение спектра и вариативности дополнительных образовательных услуг для населения микрорайона и города.

Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива:

  • упорядочение действий по повышению квалификации и переподготовки кадров МБУ ДО «ДТДиМ» через внешние и внутренние целевые ресурсы последипломного образования;
  • разработка системы контроля за качеством обучения в т/о;
  • плановое участие педагогов в системных мероприятиях;
  • участие и результирование педагогов в конкурсах педагогической и профильной направленности;
  • организация и проведение городских целевых мероприятий на базе МБУ ДО «ДТДиМ» по алгоритму целевых подпрограмм.


Рост контингента обучающихся:

  • создание распределенной базы обучающихся;
  • создание модели общности обучающихся создание банка данных о выпускниках.


Оформление авторскими подпрограммами линий развития внешней и внутренней педагогической практики, реализуемых педагогическим коллективом.
Освоение педагогическим коллективом методологических
основ программирования и организации процесса

Объем и источники финансирования Программы

 

Источники финансирования Программы:
  • бюджет г.о. Балашиха (текущее финансирование);
  • внебюджетные средства;
  • привлеченные средства.

Система контроля за исполнением Программы

Общий контроль исполнения Программы осуществляет административный совет учреждения и научно-методический совет.


Текущий контроль и координацию работы по Программе осуществляют руководители структурных подразделений и педагоги, отчитываясь за результаты реализации Программы.

 

  • Управление реализацией программы через мониторинг результативности.
    Реализация целевых подпрограмм проекта.
  • Экспертные заключения специалистов по дополнительным общеразвивающим образовательным программам.
  • Внутренний контроль по линиям Программы.
  • Контроль качества обучения в т/о.
    Система собеседования с педагогами по результатам учебного года.
  • Эффективность методической службы.

Основание и порядок корректировки Программы

Ежегодно уточняются: перечень мероприятий и целевые показатели, состав исполнителей, затраты по основным мероприятиям.

 

Введение

      Программа включает концепцию, цели, задачи и определяет содержание дополнительного образования на три года.

    Анализ направлений работы, апробированных в новых социально-экономических условиях, позволит определить востребованные детьми, семьей, обществом содержательные виды деятельности.

     Три предыдущие (2014 - 2017 г.г.) года успешной работы и развития МБУ ДО «ДТДиМ» подтвердили правильность исходных педагогических позиций и целей, адекватность содержания образования, эффективность наработанных средств и методов.

     В ситуации, когда в мире ключевыми вызовами являются вызов неопределённости, сложности и разнообразия, все острее ощущается необходимость в появлении специалиста с чётким видением перспективы и пониманием идеологии образовательной системы, профессионала по ресурсам и технологиям. Ответом на эти вызовы стало появление вариативного образования, целью которого является формирование такой картины мира, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности. В ходе вариативного образования обучающийся приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.

     В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации был сформулирован современный национальный воспитательный идеал. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Адресована данная концепция каждому гражданину России, в том числе: педагогу дополнительного образования, учителю, обучающимся, родителям обучающихся. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

     Общеобразовательная школа развивается сегодня в условиях реализации стандартов начальной и основной школы и введения стандартов старшей школы. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

     В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р), в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека.

     Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик.

     «Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности». (Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).

    Концептуальные основы программы составляют приоритеты дополнительного образования. Учебно - воспитательный программный материал программируется на основе системно деятельностной парадигмы с компетентностными механизмами её реализации

     За основу данного документа принята программно-целевая идеология развития.

     Методологической основой программы развития является системный подход к решению крупномасштабных проблем в сочетании с принципом развития. Центральной категорией здесь является понятие «развитие», под которым имеется в виду необратимый процесс изменения уровня организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования – МБУ ДО « ДТДиМ».

     Компетентность – деятельность – система – компетенции – позитивная дееспособность в социуме → такова основная линия Программы. Определяющей идеей программы является компетентностный подход в практике дополнительного образования в учреждении. Исходя из постулата деятельностной природы компетентности как феномена (компетентность представляет собой опыт осуществления той или иной деятельности) следует, что формируется и совершенствуется компетентность в деятельности и, отсюда, ведущим звеном в работе всей системы МБУ ДО «ДТДиМ» принимается деятельностная парадигма в образовании с системной организацией педагогического процесса.

     Исследования показывают, что дополнительное образование, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и свободы выбора творческих видов деятельности. Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума.

     Изменившиеся внешние социально-экономические условия объективно требуют внутренних изменений, совершенствования образовательной и управленческой деятельности учреждения дополнительного образования.

     Выходя на новый этап развития, МБУ ДО «ДТДиМ» декларирует себя как открытую, активно действующую социально-педагогическую систему, с обоснованной перспективой перехода в статус консолидирующего звена по вопросам дополнительного образования в городской образовательной среде.

     Программа необходима для обобщения и систематизации приобретенного опыта и эффективного управления качеством учебно-воспитательного процесса в перспективе. Она конкретизирует, углубляет и расширяет, исходя из предмета деятельности, основные документы, регулирующие образовательный процесс в учреждении.      

     Концептуальные положения и содержание Программы находят свое отражение в открытых проектах, целевых программах и дополнительных образовательных программах творческих объединений учреждения. Потребность в программе развития была осознана коллективом по мере развития и укрепления научно-методической базы МБУ ДО «ДТДиМ», появления новых видов деятельности, роста профессиональной квалификации сотрудников, внедрения новых методик в образовательную деятельность.

     Образовательная практика реализуется на основе программно-целевого проектирования с учетом методики коллективных творческих дел. Это позволяет полнее учитывать социальный заказ, интересы детей, запросы родителей, устремления и возможности сотрудников, более эффективно и концентрированно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы учреждения, привлекать внешние организации.

     Программа определяет также основные направления массово - просветительской и популяризаторской работы по формированию в педагогической и общественной среде эффективного имиджа дополнительного образования в целом, МБУ ДО «ДТДиМ», в частности.

     Осознанное участие всех участников - одно из наиболее эффективных средств воплощения в жизнь концептуальных идей, сформулированных в Программе.

Определены условия успеха реализации Программы:

  • методологическое, дидактическое, методическое, управленческое и финансовое обеспечение процесса реализации Программы;
  • участие педагогического коллектива учреждения и коллектива обучающихся в системных мероприятиях и научно-исследовательских программах;
  • сохранение, развитие и обновление традиций, осмысление и учет опыта, накопленного коллективом учреждения и аналогичными структурами в образовательной среде;
  • ориентация на конечный результат, систематический анализ получаемых результатов;
  • последовательная корректировка целей, задач и форм работы.

 

Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития МБУ ДО «ДТДиМ»

     Программа развития МБУ ДО «ДТДиМ» на 2014-2017 годы была разработана с учетом исторически новой социокультурной ситуации, а также инновационности и сложности задач, вставших перед российским дополнительным образованием, и на основе анализа конкретной ситуации в учреждении.

     Практическая реализация программы носила поэтапный пошаговый характер.

     Целенаправленность выполнения программы отслеживалась через систему параметров качества и результативность этапов реализации программы. Осуществление целей и задач программы велось в единстве содержательных, технологических и организационных компонентов программ.

     За период реализации программы произошло расширение спектра и вариативности образовательных услуг: за 3 года открыты 23 новых творческих объединения. Были открыты 14 новых направлений по видам деятельности. Больше всего творческих объединений художественной и социально-педагогической направленности, не открывались новые творческие объединения естественнонаучной направленности. Открывались новые творческие объединения технической направленности, но, в настоящее время, существует необходимость в большем количестве творческих объединений этого направления. Поэтому, в новой программе развития учреждения необходимо предусмотреть организационные и методические мероприятия, которые бы привели к открытию новых программ естественнонаучной и технической направленности.

     Была создана критериальная база мониторинга освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Были разработаны функциональные модели «обучающегося», «инструктора», «волонтера», «выпускника».

     В течение трёх лет происходило формирование развивающей образовательной среды творческого объединения, структурного подразделения и учреждения в целом. В учреждении наметились точки инновационного роста. В связи с этим, запланировано в дальнейшем развитие и обогащение образовательной среды и создание инновационной образовательной среды.

     Произошёл рост контингента обучающихся. Общее количество обучающихся в 2013-2014 учебном году в учреждении составляло 3035 человек, в 2016-2017 учебном году составило 4403 человек. Программы реализовывались по 6 направленностям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, технической и естественнонаучной. Все программы педагогов в учреждении были приведены в соответствие с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Приложением к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.

     О росте профессиональных компетенций работников и результативности выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ говорит рост результативности участия обучающихся в конкурсных мероприятиях. Если в 2013-2014 учебном году общее количество призёров и победителей составило 443 человека, то в 2016-2017 году оно возросло более чем в 2 раза и составило 904 человека. Из этого общего количества призёров и победителей более чем в 2 раза за три года возросло количество победителей областного и международного уровня, Всероссийского уровня более чем в 9 раз.

     За три года педагоги и руководящие работники презентовали свой опыт работы на Международном уровне 11 раз, на Всероссийском уровне - 10, на региональном уровне – 16, на муниципальном уровне – 24, на уровне образовательной организации – 38.

      За три года 27 педагогов и 9 руководящих работников успешно прошли аттестацию: 16 человек на высшую квалификационную категорию, 20 человек на первую категорию, из них 26 человек повысили свою категорию. За три года 6 педагогов и 5 руководящих работников успешно прошли курсовую переподготовку, 3 педагога получили высшее профессиональное образование.

     За три года 44 педагога прошли курсы повышения квалификации, из них: 9 человек обучались более 200 часов, 15 - более 100 часов, 12 – 72 часа, 2 человека- 40 часов, 5 человек- 36 часов,1 человек- 24 часа. 16 педагогов прошли курсы повышения квалификации дистанционно.

      Владение ИКТ технологиями у педагогов находится на разных уровнях. В учреждении есть педагоги, владеющие технологией дистанционного обучения, педагоги, имеющее собственные сайты, которые эксперты оценивают очень высоко. В учреждении работает педагог, владеющий технологиями 3D моделирования, который читает курсы повышения квалификации другим педагогам.

      Чтобы детально проанализировать насколько успешно педагоги используют в своей деятельности в целях самообразования сетевые ресурсы и публикуют в интернет - пространстве собственные образовательные продукты, им были розданы листы самоэкспертизы «Я - сетевой педагог» В опросе участвовало 37 педагогов. По результатам анализа опросных листов можно отметить, что все педагоги имеют адрес электронной почты, зарегистрированы и имеют личный кабинет на Интранет-портале Правительства Московской области. Более 51% опрошенных имеют информационные зоны для профессионального общения в социальных сетях, 14 % педагогов – входят в состав сетевых педагогических ассоциаций, 16 % – участвуют в форумах профессиональных сообществ. 35 % педагогов зарегистрированы и активно получают информацию на различных профессиональных сайтах.

      Из личных средств сетевого общения 27% опрошенных назвали чат, 21% - блог, 8% педагогов имеют собственный профессиональный сайт. 32% опрошенных за два последних года прошли дистанционно курсы повышения квалификации, 16% - за это же время дистанционно прошли курсы профессиональной переподготовки.

      Многие педагоги принимают личное участие в профессиональных интернет – событиях: 41% опрошенных участвуют в вебинарах, 11% - в мастер-классах. 3% педагогов участвовали в видеоконференциях и дискуссиях. 5% педагогов из числа опрошенных ведут образовательную деятельность дистанционно,13% имеют обзор адресов сетевых ресурсов по преподаваемой образовательной области.

      Если проанализировать образовательные продукты педагогов, опубликованные в интернет - пространстве, можно отметить, что 16% - имеют опубликованные учебно - методические пособия, 13% - видеозаписи занятий, 8% - опубликованные контрольно-измерительные материалы, 11% - иллюстрированные пошаговые инструкции, 24% - опубликованные в интернет - пространстве педагогические проекты, 20% – статьи и учебные презентации.

      Из анализа опросных листов понятно, что большинство педагогов владеют ИКТ - технологиями и успешно применяют их в свей профессиональной деятельности, но ещё не достаточно активно публикуют собственные образовательные продукты в сети интернет и участвуют в таких интернет - событиях, как видеолекции, телеконференции, тренинги, видеоконференции.

      Хорошее владение технологией проведения мастер-классов педагогами структурного подразделения ИЗО и ДПИ доказывает ежегодное проведение мастер-классов на Всероссийском и Международном уровнях. Успешная аттестация педагогов на высшую квалификационную категорию доказывает успешное освоение технологии портфолио.

      Участие в профессиональных конкурсах значительно расширяет образовательную среду для развития педагога. Ежегодно педагоги учреждения участвуют в областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Трижды за период реализации программы педагоги учреждения становились призёрами областного конкурса. В 2017 году Молчанова В.А. стала победителем Всероссийского конкурса « Педагогический дебют-2017».

      В ноябре 2015 года Дворец творчества детей и молодёжи стал Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей - 2015» в номинации «Лучший Дворец творчества». Директор Дворца творчества, Букатова Юлия Владимировна, отмечена знаком «Эффективный руководитель – 2015». В июне 2016 года учреждение стало победителем Всероссийской выставки достижений в разделе «Образование».

      За 2015-2016 учебный год 3 педагога стали победителями Всероссийских конкурсов: Курбанова Т.В., (дистанционный конкурс «Презентация к уроку»), Зуева Р.В. (конкурс «Вдохновение», номинация «Рисунок»), Черемных Т.Г. («Мой Текстиль Торг»). Педагог Шепеляева О.С отмечена дипломом победителя областного фестиваля кукольных коллективов «Свет Звезды – 2016» в номинации – мастерство педагога. Педагог Кремнёва М.И. стала призёром регионального этапа Всероссийского конкурса методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей 2016 г. в номинации «Методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей».

      За 2015-2016 учебный год 3 педагогических работника стали победителями муниципального этапа Областного конкурса по присуждению премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии в сфере образования»: Букатова Ю.В. (в номинации «Лучший руководитель образовательной организации дополнительного образования»), Каплевская С.В. (в номинации «Лучший заместитель руководителя образовательной организации дополнительного образования»), Ханина Ю.В. (в номинации «Лучший педагог образовательной организации дополнительного образования»). 2 педагога - Бабий Э.В., Вершинина А.А. стали победителями городского конкурсного фестиваля «Славянский мир» в номинации «Вокал».

      С целью определения степени удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в учреждении и своим положением в нём 31 октября 2016 года педагогом – психологом Толстыка Светланой Анатольевной было проведено анкетирование педагогов, в котором приняли участие 36 человек. В результате проведённого исследования 75% педагогов показали высокий уровень удовлетворённости, 25% - средний, что позволило сделать вывод о том, что педагогический коллектив в целом имеет высокий уровень удовлетворённости своей профессиональной деятельностью.

      В течение трёх лет с 2012 по 2015 год Дворец творчества, имея статус Муниципального базового образовательного учреждения по теме «Методические компетенции педагога дополнительного образования как условие эффективности ведения инновационного образовательного процесса», представлял свой опыт работы педагогам города. Для педагогов Дворца творчества и педагогов города, это был постоянно действующий семинар, который проводился с периодичностью один раз в месяц в течение каждого учебного года, который способствовал повышению методических компетенций педагогов, начинающих свою педагогическую деятельность и педагогов, совершенствующих своё профессиональное мастерство. Педагоги с большим опытом работы, педагоги – исследователи представляли свои методические разработки занятий, мероприятий, контрольно-измерительные материалы своим коллегам. Коллеги из образовательных учреждений города имели возможность получения индивидуальных консультаций у педагогов и управленцев Дворца творчества по вопросам дополнительного образования. С 2015 года по настоящее время на базе учреждения работает Муниципальная стажировочная площадка по теме: «Педагогические технологии в процессуальном разрешении специфики дополнительного образования», которая выполняет те же функции.

      2.05.2012 года Дворцом творчества детей и молодёжи был заключён договор о сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова. В соответствии с этим договором в 2012-2015 учебных годах в учреждении был организован педагогический эксперимент в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г. на тему: «Создание системы оценки качества дополнительного образования школьников, основанной на информационно-коммуникационных технологиях и обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам». Целью эксперимента являлось экспериментальное апробирование модели независимой оценки результатов дополнительного образования обучающихся, как ключевого инструмента системы управления качеством дополнительного образования. Педагогам и обучающимся, включенным в эксперимент, был обеспечен доступ в Интернет-портал: http://www.edumore.ru/. Результаты дополнительного образования обучающихся: уровень усвоения учебного материала и уровень развития личностных характеристик, оценивались с использованием инструментария Интернет-портала. Апробирование разработанной модели независимой оценки результатов дополнительного образования школьников во Дворце детского творчества проводилось в рамках курсов «Ноосфериум» (автор программы Каплевская С.В.) и «Материаловедение» (автор Федун Г.Б.). Эксперимент проводился под руководством научного руководителя работ профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора педагогических наук Самоненко Юрия Анатольевича, администрации Дворца детского творчества: директора Букатовой Юлии Владимировны и заместителя директора Каплевской Светланы Васильевны. В рамках эксперимента учёными МГУ были проведены установочные и обучающие семинары для педагогов учреждения. В течение трёх лет проводилась оценка предметного и методологического уровней усвоения материала. А так же благодаря психологам МГУ была исследована сфера мотивации обучающихся по методикам: определения направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса) и диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (методика А.Д. Андреевой), проведена диагностика готовности личности обучающегося к саморазвитию

     Среда, сформированная в учреждении, отличается высокой степенью когерентности, благодаря активному сотрудничеству учреждения с социальными партнёрами.

     МБУ ДО «ДТДиМ» тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными и другими организациями.

      Взаимодействие с Московским детским эколого-биологическим центром происходит через ежегодное участие обучающихся в мероприятиях МДЭБЦ («Зелёная олимпиада», Экологический форум.)

      Сотрудничество с Музеем Землеведения МГУ осуществляется через ежегодное участие педагогов в работе регулярного семинара: «Образование для устойчивого развития».

     Руководитель творческого объединения «кукольный театр «Теремок»» О.С. Шепеляева и её обучающиеся сотрудничают с детскими кукольными театрами Московской области, а также осуществляется взаимодействие с Центральным домом работников искусства и Домом музеем Бурганова, через ежегодное участие обучающихся в конкурсах и педагога в семинарах.

     Руководители творческих объединений декоративно-прикладного искусства постоянно взаимодействуют с Областным центром искусства и ремёсел, организуя участие обучающихся в выставках Центра.

      Так как МБУ ДО «ДТДиМ» является базовой площадкой по развитию молодежного парламентаризма города, руководителем творческого объединения «Школа лидера» Ю.В. Букатовой было организовано взаимодействие активистов молодёжного парламента с Центром по развитию молодежного парламентаризма России и Университетом профессиональной политики.

      Руководитель творческого объединения «Юный путешественник» Л.А. Шкенёва работает в постоянном сотрудничестве с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. В рамках этого сотрудничества обучающиеся этого творческого объединения ежегодно участвовали во всех мероприятиях, организованных центром, в летнее время отправлялись в совместные экспедиции.

      Взаимодействие с Академией социального управления, Издательским домом «Первое сентября», Центром развития системы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется через обучение педагогов на Курсах повышения квалификации в этих учреждениях.

     Совместно с Управлением по экологии Администрации г.о. Балашиха обучающимися Дворца творчества проводятся экологические исследования состояния окружающей среды.

      Взаимодействие с Центральной городской детской библиотекой происходит через проведение совместных мероприятий.

      Взаимодействие с ГИБДД УМВД и Всероссийским обществом автомобилистов осуществляется через проведение совместных мероприятий в рамках реализации муниципальной программы «Мы против ДТП». Сотрудничество с ОДН УМВД происходит через проведение совместных мероприятий в рамках осуществления городского детского общественного движения «Юный друг полиции».

      Сотрудничество с Советом Депутатов г.о. Балашиха происходит в рамках реализации Муниципальной программы «Юность XXI века».

      Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города (МБОУ АШ «Вега», МБОУ ДОД СЮТ, МАОУ ДОД ДХШ) осуществляется через участие обучающихся в конкурсах и педагогов в семинарах и конференциях.

     Дворец творчества успешно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями города (гимназия № 1, гимназия № 2, СОШ № 3, СОШ № 4, СОШ № 5, СОШ № 6, СОШ № 7 с УИОП, СОШ № 8, гимназия № 9, СОШ № 10, гимназия № 11, СОШ № 12, НШ № 13, СОШ № 14, 15 коррекционной школой VIII вида), Центром детей-инвалидов, Салтыковским детским домом, детским садом №22. Со всеми образовательными учреждениями заключены договора о сотрудничестве.

     Сотрудничество осуществляется, как в проведении совместных мероприятий (праздников, конкурсов, слетов и т.д.), так и в методическом сопровождении педагогов.

За период реализации «Программы развития на 2014-2017 г.г. » произведено обновление предметно - пространственной среды, а именно:

  • все кабинеты учреждения оформлены, как предметные кабинеты, в четырех кабинетах выделены рабочие зоны педагога, обучающихся, выставочная зона, зона хранения средств деятельности;
  • решено художественно-тематическое оформление холла, коридоров;
  • найдено функциональное решение дизайна актового зала;
  • оборудован кабинет с мультимедийным оборудованием;
  • оформлены и оборудованы три новых учебных кабинета.
    Ежегодно проводится конкурс на лучшее оформление и методическое оснащение учебного кабинета. В результате, произошло обогащение предметно-пространственной среды учреждения.

     В результате системной работы всего педагогического коллектива сформирован устойчивый положительный имидж учреждения в городе и области, что способствует стабильности педагогического коллектива, сохранности контингента обучаемых, упрочению традиций.

     Огромная роль в развитии всех субъектов образовательного процесса в современном обществе принадлежит формированию образовательной среды. В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду (или среду образования), как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В качестве развивающей образовательной среды понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

     Формирование развивающей образовательной среды учреждения – необходимое условие для формирования среды профессионального развития педагогов.

      Только развивающая образовательная среда способна обеспечить и обучающемуся, и педагогу систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. С 2011-2012 учебного года во Дворце творчества детей и молодёжи начал реализовываться педагогический проект по формированию развивающей образовательной среды учреждения. Целостность образовательной среды представляет единство трёх компонентов: пространственно-предметного, содержательно-методического, коммуникационно-организационного.

      Проектирование образовательной среды происходило по трём направлениям: проектирование возможностей для удовлетворения потребностей и реализации личностного потенциала обучающихся и их родителей; проектирование компонентов среды; проектирование в логике развития одного из параметров среды. В течении трёх лет основная работа велась педагогами по формированию развивающей среды в своих творческих объединениях. С 2014-2015 учебного года начала проводиться работа по проектированию развивающей среды структурного подразделения и развитие интегративных связей между различными структурными подразделениями Дворца творчества. Для реализации этой цели на первом этапе объединялись педагоги, преподающие в творческих объединениях разные виды деятельности, но внутри одного структурного подразделения. На втором этапе объединялись педагоги, работающие в творческих объединениях разных структурных подразделений. Таким образом, педагоги расширяли образовательную среду для обучающихся своих творческих объединений до образовательной среды учреждения. За счёт выхода обучающихся на конкурсные мероприятия городского, Всероссийского и Международного уровней, происходило дальнейшее расширение образовательной среды. Задача формирования развивающей образовательной среды для своих обучающихся сыграла большую роль в профессиональном развитии самих педагогов. В связи с этим, появилась необходимость обобщения эффективного педагогического опыта учреждения в этом направлении. В связи с этим возникла идея создания модели управленческой деятельности по формированию среды профессионального развития педагогов в учреждении. Такая модель была создана. Предполагается реализация этой модели в 2018-2020 году (Приложение 1,2,3).

 Вопросы современной проблематики дополнительного образования

 

      Интеграция основного и дополнительного образования городского образовательного поля.

      Уровень общественно - педагогической активности педагогов дополнительного образования, их востребованность в других организациях, осуществляющих социально-педагогическую деятельность с детьми, определяется характером взаимосвязей. Эти связи интенсивны и плодотворны. Настоящая программа предусматривает деятельность, направленную в адрес других образовательных учреждений через систему взаимодействия.

     Программой предусматривается развитие основных линий интеграции.

• Методологическая – программно-методическое обеспечение учебного процесса. Работа в режиме Муниципальной стажировочной площадки. Целевое участие в Региональной и Городской Выставке – Ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей.

• Содержательная - организация конкурсов с помощью педагогов, работа инструкторов, мастер классы, город веселых мастеров.

• Кадровая - обмен педагогическими компетенциями, организация работы класса на познавательном солидарном интересе, проведение семинаров, встреч с классными руководителям по вопросам дополнительной познавательной деятельности и программам внеурочной деятельности.

• Методическая, организационная - обмен педагогическим опытом мотивации и поддержки познавательной активности детей, подростков и юношества, проведение экспозиционно-выставочной деятельности; организация и проведение концертной деятельности.

• В вопросах личностно - ориентированной педагогики - формы презентации обученности обучающихся, портфолио ученика в общеобразовательной школе и место в нем успешности в системе ДО (свидетельство о дополнительном образовании).

• Информационная: детские конкурсы и информация о возможности участия в них, помощь в оформлении участия.

• Педагогическое творчество - работа с одаренными детьми, организация работы отрядов ЮИД и ЮДП, воспитательно-образовательные программы.

• Педагогическая солидарность - организация и проведение семинаров, праздников, мастер-классов в МОУ по разрешению затруднений в деле дополнительного образования.

• Городские целевые программы.

     Проведение секции дополнительного образования в рамках Региональной выставки-ярмарки инновационных педагогических и управленческих идей.

Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение программы развития МБУ ДО «ДТДиМ» включает в себя:

  • ресурсы городского образовательного поля – интеграция основного и дополнительного образования,
    наращивание компетенций кадрового состава,
  • ресурсы педагогических технологий: проекты, программы, методики и прочее;
  • ресурсы привлечения обучающихся к проведению учебной и учебно-методической работе через практику инструкторства, волонтерской подготовки и тьюторства;
  • материальные ресурсы: помещения, мебель, оборудование, оргтехника;
  • финансовые ресурсы: утверждение целевых проектов, участие в педагогических конкурсах.
    информационные ресурсы: Интернет ресурсы, научно-педагогическая библиотека, и др

 

Участники программы

      Участниками программы являются педагогический коллектив, обучающиеся, их родители или законные представители, социально – педагогические партнеры МБУ ДО «ДТДиМ»

 

Миссия, стратегические цели и принципы образовательной политики

Миссия Дворца творчества детей и молодёжи – создание условий для творческого саморазвития личности обучающегося. Стратегическая цель Дворца творчества детей и молодёжи – исполнение социального заказа на дополнительное образование в интересах всех участников образовательного процесса. Этот заказ включает следующие компоненты:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей личности и потребностей социума в дополнительном образовании дополнительными общеобразовательными программами различного уровня;
  • повышение квалификации педагогов дополнительного образования;
  • консолидация возможностей дополнительного образования и воспитания в городской образовательной среде;
  • программно-методическая помощь образовательным учреждениям города,
  • создание благоприятного морально-психологического климата, позволяющего работникам отождествлять цели учреждения с собственными целями;
  • создание положительного имиджа МБУ ДО «ДТДиМ» в городском образовательном поле.

 

Принципиальными установками системы образования и воспитания МБУ ДО «ДТДиМ» являются:

  • свобода выбора вида творческой деятельности всеми участниками образовательного процесса;
  • создание условий для творческой самореализации личности;
  • нравственно-этическое воспитание;
  • интегрированное и инновационное дополнительное образование, позволяющее личности развиваться всесторонне и непрерывно (“образование через всю жизнь”);
  • реализация социального заказа на профилактику детского девиантного поведения;
  • личностное и профессиональное самоопределение обучающихся. выявление, становление и развитие одарённых и высокомотивированных обучающихся.

 

Концепция образовательной деятельности

     Дополнительное образование должно носить опережающий характер и быть нацеленным на воспитание профессионалов, людей нравственных, обладающих высокой культурой и современным мировоззрением, экономически, технологически и функционально грамотных. Для функционирования системы опережающего образования необходимо:

  • обеспечить соответствие содержания образовательных программ перспективным потребностям общества: социальному заказу, современным тенденциям развития культуры, науки, технологии и техники...;
  • обеспечить привлечение к педагогической деятельности специалистов, работающих на переднем крае науки, техники и технологии, а также передачу из рук в руки идей, знаний и навыков, необходимых в будущем;
  • содействовать конверсии науки, техники и технологии в дополнительное образование детей;
    уделять особое внимание профориентации и начальной, допрофессиональной подготовке. Эту работу следует вести с учетом тенденции развития экономики в направлении интеллектуализации, высоких технологий, наукоемких производств и информатизации;
  • формировать у обучающихся целостную смысловую картину мира на основе системного мышления. Образовательная деятельность расширяется введением в практику системы целевых проектов. В программу включены системные образовательные проекты, вошедшие с инициативы МБУ ДО «ДТДиМ» в городское образовательное пространство.

     Руководитель целевого проекта - новое действующее лицо образовательного процесса. Он становится "ядром концентрации" неформального образовательного коллектива. Практика показывает, что целевые программы выгодно отличаются своеобразием и нацеленностью на результат в каждом отдельном случае. Команда целевого проекта – специалисты высокого класса в своей области, что фактически гарантирует качество действий. Поскольку целевые программы обычно становятся межгрупповыми, то они формируют горизонтальные связи, обогащают палитру образовательных возможностей учреждения.

     Проблематика, которую ставят целевые проекты перед городской общественностью и коллективом МБУ ДО «ДТДиМ», может быть разрешена при условии коллективного сотрудничества.

     Организационное оформление целевыми проектами сложившихся связей и взаимоотношений – перспектива для создания творческих групп и объединений педагогов как групп, с четко выраженным единством профессиональных интересов.

Предмет образовательной деятельности МБУ ДО « ДТДиМ»

     Дополнительное образование, являясь полифункциональным и мобильным в своей вариативности, выполняет авангардную функцию в социуме по первичности реакции на изменения в мировом информационном поле и способов перевода инноваций в науке и практике в дополнительные образовательные программы.

     Деятельность МБУ ДО «ДТДиМ» направлена на обучение, воспитание, творческое развитие, мотивацию и социализацию детей и подростков на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, открытых культурологических социально значимых целевых программ и социальных проектов.

     Основным предметом деятельности является многопрофильное, полифункциональное дополнительное образование, осуществляемое через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Программы нацелены на вовлечение детей в активную творческую деятельность разных образовательных полей. Они предполагает профессиональную ориентацию обучающихся.

 

 Основные функции МБУ ДО «ДТДиМ» в образовательном пространстве города таковы:

  • образовательная, т.е. обучающая, воспитательная и развивающая - на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, организация и проведение «интеллектуальных» каникул для одарённых и высокомотивированных детей;
  • методическая: проектно-программная, учебно-методическая, информационно-методическая, организационно-методическая, административно-методическая;
  • выставочная: организационная, экспозиционная, просветительская;
  • концертная – участие в городских мероприятиях, гастрольная деятельность коллективов Т/О
    культурно – просветительская: интеллектуальные игры, лектории, экскурсии по родному краю;
  • оздоровительная: в том числе участие педагогов МБУ ДО «ДТДиМ» в работе летних городских лагерей, туристические экспедиции…
  • информационная: сайт, СМИ, ЭСМИ, собственная печатная продукция….

 

     Программой вводятся новые модели управления учебно-воспитательным процессом. При этом предметом проектируемых изменений становятся:

  • структура научно – методического обеспечения педпроцесса;
  • система работы с педагогами;
  • уровневые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (стартовые, базовые, продвинутые);
  • учебные планы;
  • формы организации образовательного процесса;
  • система оценки качества образования;
  • система работы структурных подразделений;
  • внутренние и внешние связи как основа формирования образовательной среды Т/О.

 

Методическая деятельность в МБУ ДО «ДТДиМ»

      Содержание и качество деятельности МБУ ДО «ДТДиМ» регулируются методической работой.

 

Составными элементами методической деятельности являются:

  • программно - проектная, направленная на создание авторских и образовательных программ и проектов, методических и дидактических разработок, образовательных технологий по направлениям педагогической практики;
  • научно-методическая, включающая организацию и проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы сотрудниками и педагогами, разработку профильных теоретических материалов, тематико-экспозиционных планов-выставок, проведение проблемно-аналитической работы, отслеживание результативности, подготовку материалов к публикации;
  • учебно-методическая: разработка учебных, предметно-тематических, методических и дидактических материалов и пособий, образовательных проектов и программ, положений о творческих объединениях, составление учебных планов объединений;
  • информационно-методическая: сбор, анализ, синтез и трансляция информации через консультации, семинары, круглые столы, конференции, совещания, лекции и другие формы просветительской деятельности; формирование методических подборок по конкретной тематике, пополнение библиотеки МБУ ДО «ДТДиМ» учебно-методической литературой, создание видеотеки, медиатеки;
  • организационно-методическая: разработка документации - положений, программ, циклограмм, планов, сценариев и т.п.; проведение мероприятий различных уровней и типов;
  • нормативно-методическая: разработка положения об отделе, клубе, должностных инструкций, проектов организационно-нормативных документов, составление планов и отчетов.

 

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность планируется в двух направлениях:

  • исследовательская работа педагогов по конкретной научной проблеме;
  • исследовательская работа в рамках образовательных программ.

Важной задачей является создание условий для совместной научной, исследовательской и поисковой деятельности педагогов и обучающихся по направлениям образовательной деятельности.

 

Кадровый потенциал МБУ ДО «ДТДиМ»

     Внимание к кадровому ресурсному обеспечению помогает вовремя сделать сопоставительный анализ по аналогичным категориям специалистов других учреждений дополнительного образования, принять правильные управленческие решения о необходимости повышения квалификации, повышения в должности и т. д.

     Анализ ресурсного обеспечения позволяет администрации и руководителям структурных подразделений своевременно отследить и оценить имеющийся потенциал сотрудников, инициировать формы повышения квалификационного уровня педагогов; установить необходимость пересмотра оплаты работников, срока аттестации, выделить основания для морального и материального стимулирования.

     Наиболее значимым фактором, обеспечивающим эффективность работы и его дальнейшее развитие, является сформировавшийся творческий потенциал коллектива педагогов - единомышленников.

    В деятельности педагогического коллектива сочетаются традиции и инновации, он открыт для новых идей и людей.

 

 Помещения

     Анализ использования помещений показывает их сверхнормативную загруженность.
     Недостаточное количество площадей для реализации программ МБУ ДО «ДТДиМ» и его развития.
МБУ ДО «ДТДиМ» испытывает острую необходимость предоставления других площадей с целью улучшения условий для работы руководителей, педагогов, детей.
     Для повышения качества и результативности работы необходимо пополнение кабинетов оргтехникой

 

Управление реализацией Программы

     Организационная структура управления МБУ ДО «ДТДиМ» по реализации Программы.

      Модель организационной структуры управления сочетает принципы единоначалия и общественного самоуправления. Основными объектами, осуществляющими управленческие функции, являются:

• администрация;

• Управляющий Совет;

• педагогический Совет;

• научно-методический Совет.

     Функции внешнего общественно-государственного управления деятельностью осуществляют Учредители и Управляющий совет. Ведущая задача организационной структуры управления – распределение функциональных обязанностей и полномочий между участниками управленческого процесса и освоение новых технологий управления образовательным учреждением в целях реализации Программы.

     При этом предметом проектируемых изменений становятся:

• дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программ;

• учебные планы;

• формы организации образовательного процесса;

• система оценки качества образования;

• система внешних связей;

• система работы с педагогами;

• информационная мобильность структур как в плане обобщения наличной информации о процессах в дополнительном образовании, так и в плане информирования общественности об изменениях в учреждении.

 

Контроль реализации программы многовариантен.

• Экспертные заключения специалистов на дополнительные образовательные программы.

• Эффективность научно- методической службы.

• Реализация целевых подпрограмм проекта.

• Внутренний контроль по линиям Программы.

• Контроль качества обучения в творческих объединениях.

• Система собеседования с педагогами по результатам учебного года.

Ожидаемая результативность Программы

     Мероприятия Программы призваны активизировать деятельность всех субъектов образовательного процесса.

     Реализация Программы развития будет способствовать качественному улучшению образования обучающихся на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, формального и неформального образования, учитывая их разные стартовые возможности.

     В результате выполнения Программы ожидается рост удовлетворенности качеством образовательного процесса со стороны всех его субъектов:

• юные горожане будут увереннее использовать образовательный потенциал МБУ ДО «ДТДиМ», как ресурс собственного развития и самореализации; 

• родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг дополнительного образования; гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием детей и юношества;

• жители города выразят поддержку проявлениям социальной активности и ответственности со стороны юных горожан; будут удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и молодежи;

• представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи образовательному учреждению в разработке и реализации совместных образовательных программ и проектов.

     Реализация Программы обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников МБУ ДО «ДТДиМ».

     Осуществление Программы обеспечит дополнительные возможности для развития личности жителя г.о. Балашиха с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского общества и развивающейся экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности. 

     Мероприятия, предлагаемые в рамках Программы по направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы образовательной работы для формирования базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и девушек г.о. Балашиха.

Контроль результатов реализации программы.

     В учреждении ежегодно администрация проводит экспертизу образовательной среды «внутренними» силами методом включенной экспертизы с использованием системы психодиагностических параметров, разработанной для анализа отношений В.А. Ясвиным (Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001). Экспертиза проводится по таким параметрам, как: осознаваемость, устойчивость, мобильность, широта, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, социальная активность. Администрация может обеспечить четкий контроль за динамикой развития образовательной среды по определённым показателям, разработанных по каждому из параметров. Этот контроль позволит целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра. Особый интерес для анализа управленческой ситуации в образовательном учреждении может представлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны директора, каждого из его заместителей, педагогов, родителей. Заполнить экспертные таблицы предлагаются также выпускникам учреждения. Выводы, полученные в результате такого анализа, могут стать важным фактором совершенствования управленческой системы учебного учреждения.

     Результат данной программы - это освоение педагогами материалов, регулирующих процессы обновления содержания образования и системы оценки учебных достижений обучающихся.

♦Фиксация расширения спектра и вариативности дополнительных образовательных услуг для населения микрорайона и города.

♦ Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива: 

•освоение педагогическим коллективом методологических основ программирования и организации процесса обучения в системе дополнительного образования;

• разработка системы контроля за качеством обучения в Т/О

; • плановое участие педагогов в системных мероприятиях;

• участие и результирование педагогов в конкурсах педагогической и профильной направленности;

• подготовка сборника дополнительных образовательных программ педагогов;

• организация и проведение городских целевых мероприятий на базе по алгоритму целевых подпрограмм;

♦ Рост контингента обучающихся:

• создание модели общности обучающихся;

• пополнение банка данных о выпускниках.

♦ Реализация как целевых программ линий развития внешней и внутренней педагогической практики, реализуемых педагогическим коллективом.

Результат проявляется:

• в ходе мониторинга по критериям внутреннего стандарта;

•через анализ психолого-педагогической организации среды с использованием системы психодиагностических параметров, разработанной для анализа отношений В.А. Ясвиным. Анализ созданной образовательной среды будет проводиться по таким параметрам, как: осознаваемость, устойчивость, мобильность, широта, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, социальная активность;

• при анализе динамики запрограммированных процессов в отчетных документах, а также в ходе реализации целевых подпрограмм;

• в количественно-качественном содержании портфолио учреждения;

• через издание сборника дополнительных образовательных программ педагогов;

• через проведение круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по проблематике дополнительного образования;

• в содержании итоговой научно - практической конференции по эффективности реализации Программы.

Программные мероприятия обусловлены ярко выраженными трудностями в деле дополнительного образования.
Фактическое отсутствие специально подготовленных кадров для системы дополнительного образования.
Отсутствие учебных пособий для занятий с обучающимися.
•Формирование библиотечного фонда и материально-техническое обеспечение учебных кабинетов планово для учреждений ДО не предусмотрено ни одним финансовым документом.

Переход школ городского округа на обучение только в первую смену.

МБУ ДО «ДТДиМ» - учреждение полифункциональное.

Оно характеризуется педагогическим многообразием:

  • по видам деятельности - 6 направлений дополнительных образовательных программ;
  • по аспектам деятельности;
  • по дифференциации программного материала;
  • по количеству учебных режимов в одном учреждении:
  • режимные моменты в части длительности занятий: дошкольники, младшие школьники, школьники…
  • по вариативности дополнительных образовательных программ,
  • по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, длительные…);
  • программа на Т/О одной направленности;
  • программа составительская с элементами разных направленностей;
  • программы практической лаборатории, студии, разновозрастного коллектива и т.д.

     Разрешение проявленных затруднений требует системного подхода и компетентных, комплексных решений.

     Итог - создание инновационной обучающей среды, органично соединяющей в себе мобильность дополнительного и преимущества обязательного образования.

 

План мероприятий по реализации Программы

 

 

№ п/п Состав действий Срок реализации Исполнитель
Направление 1
«Формирование среды профессионального развития педагогов и реализация модели управленческой деятельности по её развитию».
  Разработка программы обучения и развития кадрового состава учреждения 2017-2018 администрация
2. Реализация системы отчетности педагогов по темам самообразования 2017-2020 руководители структурных подразделений
3. Увеличение количества творческих объединений технической и естественнонаучной направленности В сроки реализации Программы НМС
4. Содействие участию педагогов в конкурсных программах по педагогическому мастерству В сроки реализации Программы НМС, педагоги
5. Организация участия во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» По отдельному плану администрация
6. Организация и осуществление методической поддержки и сопровождения в разработке авторских педагогических проектов По отдельному плану НМС
7. Обобщение, тиражирование и распространение лучшего педагогического В сроки реализации Программы НМС

 Направление 2
«Совершенствование программно-методического обеспечения ведения образовательного процесса в учреждении».

1. Проведение рецензирования программ на соответствие современным требованиям 2017-2020 НМС
2. Создание внутреннего стандарта
качества образовательного процесса в МБУ ДО « ДТДиМ»
2017-2019 методическая  служба,
руководители структурных подразделений,
педагоги.
3. Проведение педагогических чтений по темам:
1. «Методики диагностики одарённых и высокомотивированных детей»
2. «Педагогические технологии работы с одарёнными детьми»
3. «Междисциплинарные педагогические проекты»
В сроки реализации Программы НМСОбеспечение научно-методического сопровождения разработки дополнительных образовательных программ и педагогических проектов
4. Обеспечение научно-методического сопровождения разработки дополнительных образовательных программ и педагогических проектов. В сроки реализации Программы заместитель директора по НМР
5. Организация проведения конкурсов инновационных продуктов педагогической деятельности для выявления инноваций и их диссеминации (педагогам, учреждениям, организациям) В сроки реализации Программы НМС
6. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и тренингов для педагогов по проникающим и частно-методическим педагогическим технологиям В сроки реализации Программы методическая служба
7. Реализация психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 2017-2019 педагог-психолог,
педагоги творческих объединений
8. Проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по обобщению опыта и определению перспектив образовательной деятельности В сроки реализации Программы заместитель директора по НМР

 Направление 3
«Формирование у обучающихся активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни».

1. Пополнение методического фонда педагогических разработок по воспитанию у обучающихся системы ценностей современного гражданина России. 2017- 2020 педагоги,
руководители структурных
подразделений
2. Формировать ценности образования.
Три «слоя» ценности образования:
- ценности образования как ценности государственной,
- как ценности общественной,
- как ценности личностной.
В сроки реализации Программы педагоги
3. Организация разработки и проведения мероприятий по формированию ноосферного мышления, развитию экологического сознания. В сроки реализации Программы Каплевская С.В., педагоги
4. Расширение по профилям деятельности социальной практики обучающихся: гастрольная практика, практика мастер – классов и т.д. В сроки реализации Программы педагоги
5. Организация участия обучающихся в конкурсах гражданско-патриотической направленности В сроки реализации Программы педагоги
руководители структурных
подразделений
6. Оказание содействия в организации и развитии детских общественных объединений города В сроки реализации Программы Никитина Т.А.
7. Содействие в организации отрядов юных инспекторов движения и юных друзей полиции В сроки реализации Программы Никитина Т.А.
8. Организация разработки информационно-методических материалов по правовому воспитанию подростков В сроки реализации Программы Моисеева Л.В.
9. Организация деятельности учреждения по формированию здорового образа жизни. В сроки реализации Программы руководители структурных подразделений

Направление 4 «Создание единой общности обучающихся МБУ ДО «ДТДиМ»

1. Создание условий в среде обучающихся для непрерывного развития потенциала совместной деятельности по овладению знаниями В сроки реализации Программы руководители структурных подразделений,
педагоги
2. Развитие соуправления: школа - педагог – обучающийся - родитель. Поддержка социальных инициатив обучающихся В сроки реализации Программы руководители структурных подразделений,
педагоги
3. Увеличение сохранности контингента
обучающихся
В сроки реализации Программы педагоги
4. Создание системы мероприятий в структурных подразделениях и между ними по взаимному обогащению обучающихся приобретаемыми в творческих объединениях компетенциями В сроки реализации Программы руководители структурных подразделений
5. Создание и поддержка проектов по межкультурному воспитанию обучающихся «Учимся жить вместе», конференций по межкультурному диалогу В сроки реализации Программы НМС

  Направление 5
«Совершенствование материально-технической базы учреждения»

1. Повышение уровня реализации принципа инвестирования образования силами общества, привлечения частных средств. Использование возможностей проектно-целевого подхода для получения дополнительных источников финансирования В сроки реализации Программы заместитель директора по АХЧ
2. Комплектация кабинетов лицензионным программным обеспечением, специальным современным оборудованием по видам деятельности В сроки реализации Программы директора по АХЧ
3. Создание методического фонда по дополнительному образованию и вопросам общей педагогики на бумажных и электронных носителях.

В сроки реализации Программы заместитель директора по АХЧ, методисты
4. Организация проведения смотра-конкурса учебных кабинетов по состоянию учебно-материальной базы преподаваемого вида деятельности В сроки реализации Программы заместитель директора по НМР
заместитель директора по АХЧ

 Направление 6
«Консолидация ресурсов педагогического воздействия педагогов, родителей, заинтересованных личностей и учреждений».

1. Развитие и обогащение образовательной среды творческого объединения, структурного подразделения и учреждения в целом. В сроки реализации Программы Каплевская С.В.,
руководители структурных подразделений,
педагоги
2. Реализация программы родительского университета В сроки реализации Программы педагог-психолог, педагоги
3. Организация и проведение конференций родительской общественности 2017-2020 Никитина Т.А.
4. Развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи, воспитания детей, профориентации обучающихся. В сроки реализации Программы педагог - психолог
5. Организация работы службы сопровождения семей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В сроки реализации Программы педагог - психолог

 Организационные механизмы реализации Программы

Нормативное обеспечение
1. Обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией и проведение соответствующих консультаций и совещаний.
Создание банка данных документации по вопросам современного состояния дополнительного образования.
В сроки реализации Программы заместитель директора по НМР

 Программно-методическое и информационное обеспечение

1. Разработка подпрограмм в ходе реализации Программы развития 2017-2018 авторы подпрограмм
заместитель директора по НМР
  Разработка учебно-методических пособий для реализации в ходе выполнения программы. В сроки реализации Программы педагоги
  Создание и реализация плана работы научно – методического совета по выполнению Программы 2017-2018 заместитель директора по НМР
  Проведение педагогических мониторинговых исследований по направлениям:
- педагогическое управление процессом образования;
- эффективность педагогического сотрудничества с организациями и общественностью в области дополнительного образования;
В сроки реализации Программы административный совет
  Отчет о выполнении программных положений на административном совещании МБОУ ДОД ДДТ В сроки реализации Программы  методисты, НМС

 

 

 Приложение 3.
Модель управленческой деятельности по формированию среды профессионального развития педагогов в МБУ ДО «ДТДиМ»

Параметры среды Действия руководителя
Широта 1) Заключение договоров с социальными партнёрами.
2) Руководство реализацией деятельности в соответствии с договорами с социальными партнёрами.
3) Мотивация и стимулирование сотрудников к участию в проектах муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровней.
4) Обеспечение повышения квалификации и переподготовки сотрудников за счёт внешних ресурсов.
5) Формирование кадрового резерва учреждения.
Обобщённость 1) Стратегическое планирование работы учреждения.
2) Проведение мониторинга развития образовательной среды учреждения.
3) Разработка системы единых методических требований к педагогам.
4) Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов на основе результатов анкетирования, посещения занятий, результатов мониторинга.
5) Контроль результатов аттестации сотрудников.
6) Руководство реализацией программы развития учреждения.
7) Руководство экспериментальной деятельностью учреждения.
8) Руководство реализацией авторских образовательных проектов в учреждении.
Мобильность 1) Ресурсное обеспечение возможности использования новых технологий обучения.
2) Организация работы по научно-информационному обеспечению сотрудников.
3) Организация обеспечения профессиональной адаптации новых сотрудников.
4) Подбор кадров.
5) Использование технологии коучинга в работе с персоналом.
6) Рекрутинг.
7) Организация целенаправленного обучения педагогов современным образовательным технологиям на рабочем месте.
Степень осознаваемости 1) Организация предметно-пространственного компонента среды.
2) Управление организационно-педагогической культурой учреждения.
Устойчивость 1) Тимбилдинг.
2) Регулирование системной стабильности образовательной среды учреждения в целом.
Подписка на новости сайта
Подписчиков — 24
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»